dc-summit.info

история - политика - экономика

Вторник, 12 Декабря 2017

Последнее обновление в09:39:25

Вы здесь: Темы История Штурм Батурина – современные взгляды на события начала ХVІІІ в. (Окончание)

Штурм Батурина – современные взгляды на события начала ХVІІІ в. (Окончание)

Штурм Батурина – современные взгляды на события начала ХVІІІ ст. (окончание)

Продолжаем знакомить читателя c точкой зрения на взятие Батурина российского историка, старшего научного сотрудника Института Российской истории РАН, кандидата исторических наук В. Артамонова.

"Легкость взятия объясняется колебаниями гарнизона, часть которого, вопреки измене Мазепы, была на стороне царя. Некоторые, как например кролевецкий житель Ф.Д.Стожок открыто "унимал" старшину от кровопролития христианской крови, за что подвергся угрозам и был посажен прикованным на пушку. "О втором часу пополуночи" в ночь со 2 на 3 ноября из предместья Батурина князь набросал спешную записку на половину страницы. В ней сообщалось, что в 6 часов утра был начат с двух сторон штурм фортеции. Сопротивления почти не было, урон был небольшой и "по двучасном огню" крепость пала. За день и часть ночи 2 числа были взяты 40 пушек, инсигнии Мазепы и "зело много изменничего богатства", в том числе свинец, порох, хлеб, спиртное и 2000 лошадей из конюшен вне фортеции. Орудия большого калибра были взорваны. Была захвачена и канцелярия гетмана, часть архива которой ныне хранится в Ленинградском Отделении Института Истории в военно-походной канцелярии Меншикова. В 2 часа ночи 3 ноября Меншиков сам поехал внутрь фортеции. Таким образом спешно поджигать военные и продовольственные склады ("великой магазеин") стали после этого времени. Сплошного слоя пожарищ украинские археологи не обнаружили. Очередное письмо Меншикова датировано 3 ноября уже из Конотопа, (за 27 км от Батурина). В нем он наспех написал, что оставляет войска, чтобы скорее устно донести подробности штурма Петру I. 6 ноября он уже был в Глухове у царя, но, как писал Д.Н.Бантыш-Каменский, никаких наград не получил. Однако киевскому воеводе Д.М.Голицыну было выдано двадцать тысяч ефимков "из мазепиных денег".

В декабре 1709 г. во время триумфа, посвященного победам при д.Лесной и под Полтавой, Меншиков отметил свою победу "торжественными воротами" по типу арки Тита Ливия, где изображалось уничтожение г. Альба Лонги, изменившего Риму. Однако при составлении "Гистории Свейской войны" описание батуринского штурма было изъято. Следовательно, царь Пётр не одобрял расправу князя и как редактор, счёл нужным опустить кровавый эпизод.

Английский посол в Москве Ч.Витворт 17(28) ноября 1708 г. составил донесение на основе русских информаторов: "Князь Меншиков, получив приказ, взял три или четыре тысячи войска. Прибыв под крепость, которая не была довольно приспособлена к обороне, приказал тут же атаковать и быстро взял её штурмом". "Мы здесь имели известия из русского лагеря на Украине, что князь Мазепа казацкий генерал перешёл к шведскому королю, но взял с собой только трёх полковников и небольшое число своих войск. Остальные объявили, что хотят служить царю. Несколько дней спустя после дезертирства генерала была послана артиллерия к Батурину, месту резиденции генерала Мазепы, куда генерал послал 6 тысяч своих людей для охраны своего имущества. Но светлейший князь, ставший знатоком в деле взятия городов, сделал ставку на меч. Московиты одержали победу над казаками и приступили к избранию нового генерала. И говорят, что это будет Скоропадский".

Большинство авторов начала XVIII в., писавших о Батуринской трагедии называет цифру в 5-6 тысяч погибших.

Несколько обстоятельных работ по данной теме с использованием большого количества письменных памятников опубликовал С.О.Павленко. К сожалению, у автора отсутствует критическое отношение к источникам. Одинаковым доверием у него пользуются и историческая публицистика ("История русов") и литературно-художественные вымыслы предпринимателя, писателя, алхимика и астролога XVIII в. П.Н.Крёкшина, и народные сказы XIX в. об обороне Батурина. Ссылки на шведские источники даются не по оригиналу, а из вторых рук. Указываются архивные документы, хотя приводимые сведения из них давно опубликованы. Некоторые положения не подкреплены документально.

С.О.Павленко оценивает численность погубленных в Батурине в 11-14 тысяч человек: 5-6,5 тыс. чел. гарнизона, казаков и сердюков, 6-6,5 тысяч мирных жителей, а также около 1000 жителей окрестных сел. Если там было 825 (или 1000) дворов, как принимает Павленко, то число его жителей скорее всего, составляло не более 4-5 тысяч. Как правило, в демографических расчетах принимается, что во дворе могло проживать 5-6 чел. Павленко, принимая заселенность двора в 7-8 чел, увеличивает население Батурина в начале XVIII в. до 7-8 тысяч. (Ныне, в XXI в. в Батурине живет 3-4 тыс. чел.). "Поголовного истребления" батуринцев не произошло. Известна опись Батурина 1726 г., по которой там насчитывалось уже 647 дворов батуринцев ( 3-4 тыс. чел.), т.е. многие казаки и жители успели избежать резни. 22 декабря 1708 г. новый гетман И.И.Скоропадский выдал универсал, батуринскому атаману Даниле Харевскому, разрешающий Батуринцам селиться на старых местах "на посадах и футорах батуринских". Один из родственников казненного Марко Чечель благополучно служил хорунжим в Черниговском полку.

Исходя из показаний перебежчика сердюка Корнея Семененко, сообщившего, что к 11 декабря 1708 г. из четырех сердюцких полков под рукой у Мазепы в Гадяче осталось всего 300 человек С.О.Павленко делает вывод, что из общего количества, по его мнению, 2600 сердюков погибло, и было казнено 2300 человек. Однако вполне можно допустить, что многие разбежались или перешли на русскую сторону, как те три десятка, которые "уговорились бежать к войску царского величества" 8 декабря. Цифра в 11-14 тысяч погибших преувеличена. Получается, что помимо того, что снималась со стен артиллерия, подрывались тяжелые орудия, составлялся обоз и грузились на подводы казна и архив Мазепы, сжигалось продовольствие, стены, постройки, окружающие хутора, 30 мельниц и монастырь, в каждый час с утра 2 ноября в течении светового дня и часть ночи 3 ноября погибало по 500-600 человек. Все расчеты по численности и приросту населения в данной местности при отсутствии точных данных можно считать сугубо приблизительными и требующими обстоятельной проверки. Украинские историки правильно указывают, что Меншиков торопился как можно быстрее уйти от Батурина. Однако, вопреки этому пишут, что драгуны занялись пытками пленных и привязыванием к доскам трупов сердюков, перетаскиванием их на несколько сотен метров к Сейму и спуском на воду для устрашения (ссылки на работу шведского историка А.Фрюкселя). Не учитывается, что тело, привязанное к доске, скорее всего, перевернется и на поверхности реки трупов не будет видно. Изготовлением плотов для казненных тоже никто не занимался. Не было времени и на раскапывание могил, выбрасывание костяков, тёску колов, поднимание тел на колеса, на сколачивание, вкапывание в землю крестов и распятие по одиночке казаков, как показано на растиражированной картине 2004 г. художника О.Лопухова.

Ныне идея "соборной Украины" к сожалению, дополнена долго вызревавшей в подполье мощной (но опасной для нации) "идеей ненависти" к "недружественному северному соседу". Она выдвигается как метод сплочения населения Украины, восточная и южная часть которого входит в круг как украинской, так и русской культуры. Чётко и кратко её выразили бандеровцы: "Ненавистью и борьбой встретишь врагов нации". "Геноцид украинцев" в Батурине выведен на уровень государственных приоритетов как "свидетельство бесчеловечности Московщины". В календарь памятных дат, помимо "Дня Полтавской катастрофы", "голода 1932-1933 гг." предлагается внести и 13 ноября – "Дня памяти Батурина". Публицистика до предела накаляет испытания, выпавшие на долю украинского народа: "не ради мести, а ради правды и призыва к бдительности, разбору межнациональных связей, чтобы больше не творились кровожадные оргии над украинской нацией, чтобы потомки людоедов, которые голодом, репрессиями и злодействами уничтожили несколько десятков миллионов украинцев, покаялись, попросили прощения за всё содеянное и, признав перед миром, как и ФРГ, геноциды против украинского народа, против человека и человечности, выплатили Украине несколько сотен миллиардов долларов".

В 1995-2004 гг. украинские археологи на кладбище у сожженной Воскресенской церкви Батурина выявили десятки скелетов, многие из которых несли следы насильственной смерти. В нижнем слое погребения находились в деревянных гробах на глубине свыше метра (типичное кладбище XVII-начала XVIII в.). Их сверху перекрывал второй слой погребений на небольшой глубине без гробов. "Найдено захоронение женщины 20-30 лет, на лобной части черепа которой виден след косого рубящего удара, нанесенного палашом или саблей, который рассек череп пополам и снес его верхнюю часть. Анализ скола на кости свидетельствует, что удар был нанесен человеком более высокого роста, который стоял перед убитой лицом к лицу, удар наносился справа налево. На сколе видно, как палаш вошел в кость черепа на 3-4 мм., дальше череп сам раскололся. Костяк другой молодой женщины с раздробленным тупым предметом (прикладом мушкета?) лицом... Погребение подростка 9-12 лет с пулевым отверстием в затылке... Рядом – девочка лет 5-7, лоб которой украшал венчик из тонкого серебряного узорочья, нашитого на красную полоску. Полдесятка скелетиков детей в возрасте от 1 до 4-5 лет, у одного из которых нет черепа, – уложены рядом в неглубоких ямках". Крайне тяжело читать такие строки, тем не менее, можно сказать, что цель описания подобных жестокостей это воспитание ненавистью.

Подведение батуринской трагедии под акт геноцида украинского народа следует категорически отклонить. Международно-правовая конвенция о предупреждении преступлений геноцида и наказании за него была принята в 1948 г. Геноцид [от греч. genos род. + лат. caedere убивать, букв, уничтожение рода, племени] – это тягчайшее преступление против человечества. "Один из видов международных преступлений; состоит в физическом истреблении целых групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам" (Юридический энциклопедический словарь. М., "Советская энциклопедия". 1987. С.76). "Действие, которое совершается с целью полного или частичного уничтожения какой-либо национальной, этнической, расовой или религиозной группы" (Международное право. "Юридическая литература". МЛ.,1999. С.332).

Гарнизон и жители Батурина гибли не из-за религии (обе стороны были православными) или национальности. Замышлять истребление "полностью или частично" украинский народ по национальным и этническим признакам ни Меншиков, и никто другой из русского командования не думал. Перейди к шведам любой русский город, например восставшая Астрахань, или Черкасск, его ждала бы та же беспощадная расправа. Царь приказывал "ласково" обходиться с теми, кто не пристал к "ворам", но с бунтовщиками расправляться с крайней жестокостью. "Сия сарынь, кроме жесточи не может унята быть" писал Пётр I 12 апреля 1708 г. в отношении булавинцев. "Людей рубить, а заводчиков на колёса и колья, дабы удобнее оторвать охоту к приставанью воровства у людей" – писал Пётр I В.В.Долгорукову 7 мая 1708 г. На Дону при подавлении восстания Булавина было истреблено 23,5 тыс. человек, но никто из историков не подводил эту акцию под "геноцид русских". Уничтожение резиденции изменника не было антиукраинской акцией. Однако, локальная измена Мазепы на Украине, как и восстание булавинцев, согласно военной психологии XVIII в., подлежали беспощадной расправе. ("Батурин в знак изменникам (понеже боронились) другим на приклад зжечь весь" – писал Пётр I А.Д.Меншикову 5 ноября. В трагедии Батурина вина лежит и на Мазепе. Об этом хорошо написал три века назад украинец Феофан Прокопович: "[никто] не радуется крови братней, елико неповинне пролияся, но да вопиет она на виновника своего Каина, да обратится болезнь твоя на главу твою, безсовестный предателю! ...Ты, ты, Иудо злочестивый, в первоначальном малороссийском граде не [ино]странным, но домашним нашим устроил... место погребения".

В свете безоговорочной поддержки украинцами Русской армии, полное разрушение крепости и истребление гарнизона с населением не было лучшим решением. Выгоднее было бы сохранить Батурин как опорную и сковывавшую шведов базу. Можно было не сжигать склады, постройки и стены фортеции и не подрывать тяжёлые пушки. Батуринцы также стойко оборонялись бы против шведов, как украинцы в Полтаве, Веприке, Стародубе, Новгороде-Северском. Меншиков не учел, что Карл XII из-за усталости армии отказался от захвата Стародуба, Почепа, Новгород-Северского (и позже осаждал, но не штурмовал Полтаву). Похоже, король вряд ли стал бы тратить силы и на Батурин.

Петр I разрешал подправить стены, укрепить крепость и добавить к стрельцам в гарнизон драгун, пока не подойдет пехота, но если Батурин "не крепок", то царь советовал артиллерию вывезти в Глухов, а строение сжечь, ибо если оставить в слабом городе артиллерию, то шведы тоже легко возьмут город. О ликвидации или выводе пленного гарнизона и местных жителей ничего не говорилось. Возможно, Петр I тоже преувеличил опасность исходящую от Карла XII, который находясь на расстоянии около 60 км, сбил русский заслон у Мезина на Десне и с 3 ноября двигался к Батурину.

Мазепинцы, возглавляемые Чечелем, знали, на что идут, запирая крепость, и их гибель является естественным следствием военных действий. Из 5-6,5 тыс. чел. гарнизона (по завышенной оценке С.О.Павленко) разбежалось и спаслось явно больше, чем 1300-1800 чел. Смерть же мирных жителей не может не вызывать горечи и сострадания тем более, что погибли и те, кто укрылся в Батурине от шведов и не знал об измене Мазепы. Их уничтожение не определялось военной необходимостью. Многие из казаков тоже не имели представления, что Мазепа бросил их и бежал к Карлу XII. С моральной точки зрения расправа над горожанами заслуживает осуждения, ответственность за кровь невинных, лежит на Меншикове. Если бы на его месте оказался фельдмаршал Б.П.Шереметев, киевский воевода Д.М.Голицын или генерал-майор князь М.М.Голицын, спасавший финское население в 1713-1714 гг., умерщвление жителей вряд ли бы произошло. Однако методически неверно опрокидывать в прошлое мораль XXI века с её декларациями о правах личности, о толерантности, о человеческой жизни как высшей ценности и зачислять "варфоломеевскую резню" в Батурине в рубрику "поворотной вехи в истории украинского народа". В то время жизнь ценилась намного дешевле и в помине не было ни толерантности, ни политкорректное. Ныне использование в политических целях понятия геноцида разжигает межнациональную рознь.

Лаконизм описаний тех, кто видел через 8 дней батуринское пожарище, свидетельствует о том, что резня и опустошение городов воспринимались тогда как жестокие реалии войны. "Разорение и усмирение населения являлись методами ведения войны общими для всех армий".

Как ни прискорбно, гибель мирного населения сопровождала все войны человечества, начиная с библейских времен, и сопровождает вплоть до нашего времени. Вспомним поголовное истребление царем Моавитским в городе Номве священников, "мужчин, и женщин, и юношей и младенцев, и волов, и ослов, и овец". (Первая книга царств, глава 22). Сципион Африканский во время войны в Испании 211-205 гг. до н.э. стер с земли город Илитурги. Александр Македонский уничтожил Фивы в 335 г. и крупнейший морской порт Тир с 35-тысячным населением в 333-332 гг. Крестоносцы в 1099 г. после штурма устроили резню 70 тысячного арабского и еврейского населения Иерусалима. 30 тысяч жителей Магдебурга в 1631 г. погибли от разъяренных солдат имперско-католического войска графа И.Т.Тилли. Во время террора О.Кромвеля в Ирландии в 1649-1650 гг. безжалостно были вырезаны опорные города католиков-роялистов Дроэда, Уэксфорд и Клонмел. Можно привести и скорбные строки из еврейской хроники "Пучина бездонная" о геноциде в эпоху освободительно-религиозных войн украинского народа в середине XVII против католиков, униатов и иудеев, после которых евреи с Украины рассеялись вплоть до Германии, Италии и Балкан: "Св. община Переяслав, св. община Борисовка, св. община Пирятин, св. община Борисполь, св. община Лубны, св. община Лохвица с прилегающими, погибли смертью мучеников от различнейших жесточайших и тяжких способов убиения: у некоторых сдирали кожу заживо, а тело бросали собакам. А некоторых – после того, как у них отрубали руки и ноги, бросали на дорогу и проезжали по ним на телегах и топтали лошадьми, а некоторых, подвергнув многим пыткам, недостаточным для того, чтобы убить сразу, бросали, чтобы они долго мучились в смертных муках, до того, как испустят дух; многих закапывали живьем, младенцев резали в лоне их матерей, многих детей рубили на куски, как рыбу; у беременных женщин вспарывали живот и плод швыряли им в лицо, а иным в распоротый живот зашивали живую кошку и отрубали им руки, чтобы они не могли извлечь кошку; некоторых детей вешали на грудь матерей; а других, насадив на вертел, жарили на огне, и принуждали матерей есть это мясо; а иногда из еврейских детей сооружали мост и проезжали по нему. Не существует на свете способа мучительного убийства, которого они бы не применили; использовали все четыре вида казни: побивание камнями; сжигание; убиение и удушение... Так они поступали во всех местах, куда приходили; и то же самое делали с поляками, в особенности с ксендзами. И было убито в Заднепровье много тысяч евреев, а несколько сот их было принуждено изменить вере".

В 1704 г. польская шляхта вырезала до 4000 человек в восточной Белоруссии: "И в Дубровне де и в Дубровенском уезде видел он Василий, посеченных и позжёных лежащих тела по дворам и улицам и по полям и в деревнях мужска и женска и девичья полу и малых робят с 4000 и болши. И збили тех людей поветово войско списковая шляхта"   .

Шведские карательные акции 1708 года против украинских казаков и крестьян начались сразу после вторжения на Гетманщину. Как заурядное событие описал полковник барон Карл Магнус Поссе (умер в 1715 г. в Москве) резню и сожжение заживо шведскими драгунами и мазепинцами 1600 (или 3000) украинцев, в том числе женщин и детей, подполковником Томасом Функом (1672-1713) в Тернах: "10 декабря подполковник Функ был командирован с 300 кавалеристами и 100 казаками к одному городу в России, чтобы напасть на находившихся там казаков. 11 декабря подполковник Функ вернулся и рассказал: когда он вошел в город, все казаки и селяне ушли на церковное подворье, так что всё оно и церковь оказалось забито людьми. Это подворье окружалось валом, а в некоторых местах, где тот не был в порядке, стоял палисад. Затем он приказал драгунам в стороне спешиться и атаковать это подворье, но дважды был отбит, причем женщины с косами и топорами стояли по валу и били ими наших людей. Наконец на третий раз он прорвался и драгуны стали рубить всех, кто попадался под руку – 1600 человек, в числе которых были как селяне, так и казаки, не считая женщин и детей. Вслед за тем они укрылись в церкви, которая набилась битком, и не хотели открывать дверей. Тогда он приказал поджечь церковь, а также и город и спалил всё, что там было. 12 декабря ничего не случилось, кроме того, что вдруг впал в пьянство драбант Пер Хорд, обиженный своим товарищем Энгельбрехтом". Зильтман записал, что Функ "с партией в 500 конных отправился к московитскому городку Терны в 5 милях отсюда, где находилось до 3 тысяч казаков. Он выбил их в сторону кладбища и все, кто не смог сразу уйти, в том числе женщины и дети, были истреблены и город сожжён". Короче описал эту расправу Адлерфельд: "10 декабря подполковник Функ должен был выступить с пятьюстами кавалеристами, чтобы наказать и рассеять крестьян, которые сбивались в шайки в разных местах. Больше тысячи казаков были перебиты в городке Терны, который затем был сожжен. То же повторилось и с Недрыгайловым. Многие деревни казаков противника были превращены в костры, и всё, что там ни встречалось, рубилось, чтобы вогнать в страх других". В Олешне было перебито и сожжено более 400 чел. Шведские оккупанты испепелили городки Смелое, Терны, Веприк, Колонтаев, Краснокутск, Коломак, Рублевку, Городню, Мурафу, Хухры, Каплуновку, Лутище, Котельву. Если провести подсчет численности (хотя бы примерный) жителей и убитых шведами в этих истреблённых городах, то их сумма превысит количество жертв в Батурине. Так Левобережная Украина, вслед за Польшей и Волынью, в полной мере познала шведскую тактику террора.

Можно также припомнить погром Умани М.Зализняком и И.Гонтой во время Колиивщины в 1768 г., когда было вырезано до 20 тыс. поляков и евреев.

Блок "Наша Украина" поставил "крест скорби" в цитадели Батурина. Россия может открыто признать, что гибель мирных жителей была такой же трагедией, как "мясорубки" Кромвеля, Тилли, Функа, Гонты и др. Было бы справедливо поставить там памятник невинным жертвам Северной войны и от русского народа. Точно также надо увековечить на Украине и память жертв, погибших от рук шведов и в Тернах и в других городах.

Значение взятия гетманской резиденции состояло прежде всего в том, что после разгрома курляндской армии и огромного военного обоза А.Л. Левенгаупта при Лесной и под Пропойском, ликвидация находящегося во фронтовой полосе крупного арсенала Мазепы было сильным ударом по армии вторжения. В районе Батурина, как и на Северщине, Шведская армия уже не могла расположиться."