dc-summit.info

история - политика - экономика

Суббота, 25 Ноября 2017

Последнее обновление в09:39:25

Вы здесь: Разделы Вера Русские эмигранты - преподователи на Православном богословском факультете в Белграде (1920-1940)

Русские эмигранты - преподователи на Православном богословском факультете в Белграде (1920-1940)

Русские эмигранты - преподователи на Православном богословском факультете в Белграде (1920-1940)

Среди многочисленных русских эмигрантов, которые в начале 20-ых годов XX века нашли своё прибежище в Королевстве сербов, хорватов и словенцев, находились и профессора русских духовных академий и императорских университетов. Их прибытие совпало с началом работы Православного богословского факультета в Белграде. В период с 1920 по 1940 гг, на упомянутом факультете работали восемь русских профессоров. Их вклад в развитие факультета, в плане организации, особенно важен в первые годы существования факультета, когда ещё нехватало сербских теологически высокообразованных кадров. В то же время, русские профессора внесли важную научную лепту в сербскую академическую теологию, публикуя многочисленные научные труды в сербских теологических журналах.

Самый глубокий след на белградском Богословском факультете оставили профессора Александр Павлович Доброклонский и протоиерей Фёдор Титов, которые дольше других русских профессоров проработали на упомянутом факультете, в течение первых двух десятилетий его существования. По этой причине самое больше внимание в работе будет уделено именно им.

Деятельность русских профессоров на Православном богословском факультете в Белграде в период с 1920 по 1940 гг в этой работе обработана, в первую очередь, на основе архивного материала, находящегося в Архиве Православного богословского факультета Белградского университета.

Самый длинный трудовой стаж на белградском Богословском факультете, по сравнению с другими русскими профессорами, был у доктора церковной истории, бывшего профессора и декана Историко-филологического факультета Новороссийского университета в Одессе, Александра Павловича Доброклонского (с 1920 по 1937 гг). Он был первым русским профессором-эмигрантом, привлечённым на Православный богословский факультет, который вместе с тремя «базовыми» сербскими профессорами составлял основное ядро факультета. Контрактуальным ординарным профессором новоучреждённого факультета избран решением Совета Белградского университета, которое подтверждено указом короля от 9 июля 1920 года. Он был председателем первого заседания Совета Богословского факультета, состоявшегося 6 сентября 1920 года, в помещениях ректората Белградского университета, «в качестве старейшего и по возрасту и по годам профессорской службы». Доброклонский был автором проекта первого Положения о факультете, которое в окончательном виде было принято на заседании факультетского Совета от 2 октября 1920 года. Наряду с должностью профессора Общей истории Церкви, которую выполнял до конца жизни (1937 г.), Доброклонский исполнял ряд важных должностей на факульете: был первым избранным заместителем декана, а затем и первым избраным заместителем декана по учебной работе (продекан) Богословского факультета (избран 23 февраля 1921 года). С июня 1923 по февраль 1924 гг., во время отсутствия декана Стевана Димитриевича (который побывал в России, куда отвёз гуманитарную помощь для областей, пострадавших от голода), Доброклонский, вместе с профессором Драгутином Анастасиевичем, исполнял должность декана факультета.

Особый вклад профессор Доброклонский внёс в дело становления кафедры Общей истории Церкви. Как продолжатель знаменитой русской школы церковной истории с конца XIX и начала XX века и как ученик одного из её основополагателей Алексея Петровича Лебедева, Доброклонский перенёс традицию этой школы на сербскую землю. В традициях этой школы он написал один из первых литографированных учебников Общей истории Церкви на сербском языке, которые использовались на белградском Богословском факультете. Важно отметить, что кафедра Общей истории Церкви почти четыре десятилетия находилась в руках русских (с 1920 по 1961 гг), имея в виду то, что продолжателем профессора Доброклонского стал его ученик, тоже русский, Викентий Флориянович Фрадинский (находился во главе кафедры в период с 1939 по 1961 гг, с перерывом в годы войны, с 1941 по 1945 гг).

Белградский Богословский факультет не один раз поручал профессору Доброклонскому выполнение задач, которые перед факультетом ставил Святой архиерейский синод Сербской Церкви. Так например, он был членом комиссии факультета, задача которой, по запросу Синода, была разработать учебные планы по Закону Божию в сербских начальных школах и гимназиях. В 1923 году, вместе с профессором Николаем Никандровичем Глубоковским, выступил автором документа под названием „Мнение Богословского факультета по вопросу подлинности хиротонии Англиканской Церкви". Этот документ являлся официальным ответом Богословского факультета на запрос сербского Синода представить экспертное мнение по вопросу подлинности англиканской хиротонии, а в связи с тогдашними переговорами, которые велись между Православной и Англиканской Церквами. Наряду с этой работой, профессор Доброклонский, на запрос сербского Синода, написал объёмный научный труд о христианских гетеродоксных общинах, в котором даёт богословский анализ устройства и учений англиканской, старокатолической, несторианской и всех дохалкидонских церквей, а также предложения по возможному их соединению с Православной церковью.

Кроме упомянутых трудов, научный вклад профессора Доброклонского в сербскую академическую теологию наиболее заметен в его работах, опубликованных в научном журнале белградского Богословского факультета „Богословие".

Профессор Доброклонский важный вклад внёс в развитие библиотеки Православного богословского факультета. Состоял членом комиссии по закупкам богословской литературы для библиотеки факультета. В качестве одного из руководителей Фонда госпожи Дженкинс, направлял деньги из упомянутого Фонда на закупку богословской литературы. Будучи профессором Общей истории Церкви, он предлагал закупку литературы по церковной истории (на русском и немецком языках), в частности настаивая на приобретении тогдашних новейших сборниках церковноисторических подлинных текстов.

И наконец, профессор Доброклонский Богословскому факультету завещал свои сбережения на сумму в 15000 динаров, на основании чего создан „Фонд профессора Александра Доброклонского и его супруги Марии", из которого на протяжении многих лет награждались лучшие святосаввские студенческие работы в области Общей истории Церкви.

Наряду с профессором Доброклонским, глубочайший след, в первые два десятилетия существования белградского Богословского факультета, оставил бывший ординарный профессор Киевской духовной академии, протоиерей, д-р богословия, Фёдор Титов. До конца своей жизни (1935 г) выполнял должность сначала контрактуального, а затем ординарного профессора Богословского факультета. Профессор Титов преподавал Библейскую историю с библейской археологией, а с 1924 года и Догматическое богословие. В докладе о работе, за учебный 1925/1926 год, профессор Титов выделяет проблему недостачи учебников по названным предметам и приводит, что студенты учились, главным образом, по его лекциям, которые не смогли быть напечатанными в силу недостачи денег, и остались в рукописи.

Особенно важно отметить что профессор Титов, по просьбе русских студентов (которую поддержали и сербские студенты), начиная с 1922 года, преподавал Историю Русской Церкви, в качестве факультативного предмета, на основании разрешения Совета факультета, который в связи с этим выразил ему особую признательность. По настоянию профессора Титова, Совет факультета разрешил сдачу экзамена по факультативному предмету - История Русской Церкви, с выдачей отдельного свидетельства о сдаче экзамена по данному предмету. В докладе о работе профессора Титова за учебный 1925/1926 год, подчёркивается, что лекции по данному предмету читались раз в неделю, для студентов всех курсов, и что их главная тематика была связана с синодальным периодом истории Русской Церкви. Лекции по Истории Русской Церкви профессор Титов читал без любого денежного вознаграждения, руководствуясь любовью к Матери Церкви и желанием приблизить историю упомянутой Церкви русским и сербским студентам.

В научном журнале Богословского факультета „Богословие", профессор Титов опубликовал объёмный научный труд (в шести частях), из области систематической теологии, под названием „Догматика и наука". Особенно важно отметить, что профессор Титов, в упомянутом журнале опубликовал 25 рецензий на новейшие труды в различных областях теологии, написаные на разных языках. Таким образом он способствовал ознакомлению сербской теологической общественности с новейшими европейскими теологическими работами. Помимо журнала „Богословие", профессор Титов свои работы публиковал и в других сербских теологических журналах. Из тридцати его работ, опубликованных в сербских журналах, выделяется ряд текстов по сербской церковной истории, опубликованных в 30-ые годы, в которых Титов трактует темы, связанные с деятельностью Святого Саввы. Данные тексты писались в рамках широкой акции Сербской Церкви, которая в 30-ые годы XX века, стремилась, через святосавскую концепцию, укрепить узы сербского народа на просторах многонационального Королевства Югославии. Профессору Титову, как и профессору Доброклонскому, сербский Синод часто поручал выполнение различных профессиональных задач. Так ему, например, была поручена рецензия учебника по Истории Христианской Церкви, написанного для сербских богословий профессором карловацкой Богословии, также русским, Борисом Волобуевым.

И наконец, не надо оставить без внимания ещё один аспект деятельности профессоров Доброклонского и Титова на Православном богословском факультете в Белграде. Будучи русскими профессорами с самым длинным стажом на упомянутом факультете, им была поручена забота о „русских делах" на факультете. Это в первую очередь относилось к представлению интересов численных русских студентов перед Советом факультета, в контексте их различных просьб, связанных чаще всего с освобождением от сдачи отдельных экзаменов и с финансовой помощью. В то же время, Совет факультета поручил названным профессорам высказать своё мнение в связи с признанием дипломов, полученных в России. В этом отношении важно упомянуть инициятиву профессора Доброклонского о том, чтобы степени кандидатов и магистров русских духовных академий были признаны „в качестве формальной квалификации при выборе преподавателей Богословского факультета", что Советом факультета было и принято.

Для получения более полной картины о работе профессоров Доброклонского и Титова на Православном богословском факультете в Белграде, необходимо привести и тот факт, что на упомянутом факультете имело место и сопротивление их деятельности. Это сопротивление не происходило из кругов Сербской Церкви, которая единодушно, во всех аспектах, поддерживала русских эмигрантов, а также не из сербских академических теологических кругов, которые приветствовали их работу. Упомянутое сопротивление происходило из кругов либерально настроенной сербской интеллигенции, которая в русских профессорах усмотрела „консерваторов", тормозящих любую „современную идею" на Богословском факультете. Самая известная полемика, в этом контексте, велась в начале 30-ых годов XX века, на страницах журнала „Правда", между профессорами Доброклонским и Титовым с одной, и профессором Чедомиром Марьяновичем (кстати, выпусником Киевской духовной академии), с другой стороны. Не вникая в аргументацию, использованную в данной полемике, а также в её аспекты личного характера (профессор Марьянович обвинял русских профессоров за то что его не избрали на кафедру Догматики), можно констатировать, что оспаривание деятельности профессоров Доброклонского и Титова, представленное Марьяновичем, являлось изолированной, и позицией апсолютного меньшинства в сербской научной общественности. Позицию тогдашнего большинства, с которой мы полностью можем согласиться, озвучил первый декан белградского Богословского факультета, протоиерей д-р богословия, Стеван Димитриевич, в речи, произнесённой по случаю начала обучения на упомянутом факультете, 20 декабря 1920 года: „Нынешнее открытие давно проектированного Богословского факультета совпадает как раз со временем оконачательного соединения Сербской Церкви. Он начинает снова при содействии русских братьев".

Помимо профессоров Доброклонского и Титова, на Православном богословском факультете в Белграде, в первом десятилетии его существования, работали ещё четыре русских профессоров. Первым был привлечён Михаил Алексеевич Георгиевский, бывший профессор Историко-филологического факультета Петроградского университета. Он избран внештатным преподавателем староеврейского языка, на заседании Совета факультета, состоявшемся 30 октября 1920 года. На факультете он проработал целое десятилетие, оставив за собой прилежную работу со студентами и один интересный научный труд в журнале „Богословие" о происхождении титула „епископ".

В 1921 году, ординарным профессором на кафедре Священного Писания Старого Завета, избран Александр Петрович Рождественский, бывший профессор Петроградской духовной академии.

В следующем 1922 году ординарным профессором, сначала Патрологии, а потом Священного Писания избран Николай Никандрович Глубоковский, бывший профессор Петроградской духовной академии. На заседании факультета, состоявшемся 25 января того же года, декан Стеван Димитриевич сообщил преподавательскому совету, что получил информацию „об избавлении из России известного богослова Глубоковского", и что вступил с ним в контакт, договорившись о принятии им кафедры Патрологии. Совет с радостью принял эту информацию, приняв решение, о том что профессор Глубоковский в первое время возглавит кафедру Патрологии, а потом, когда создаются условия, примет кафедру Священного Писания, предмета по которому он был специалистом. Заключение в связи с избранием профессора Глубоковского, за Учёный совет Белградского университета написали профессора Доброклонский и Титов. Четыре месяца спустя, на заседании, состоявшемся 23 мая 1922 года, профессор Глубоковский избран ординарным профессором Священного Писания. Важнейшей работой профессора Глубоковского, в течение короткой деятельности на белградском Богословском факультете было уже упомянутое экспертное мнение Богословского факультета о подлинности англиканской хиротонии, которое он написал в соавторстве с профессором Доброклонским.

В 1924 году, внештатным профессором Церковнославянского языка избран Степан Михайлович Кульбакин, ординарный профессор Философского факультета в Белграде и бывший профессор Харьковского университета.

Несмотря на то, что деятельность упомянутых четверых русских профессоров на Богословском факультете была непродолжительной (за исключением профессора Георгиевского, остальные преподавали один или два года) их вклад в установление и развитие упомянутого факультета был большим, особенно имея в виду нехватку сербских высокообразованных кадров, в первые годы существования факультета.

На протяжение второго десятилетия деятельности белградского Богословского факультета костяком преподавательского состава являлись сербские профессора. Всё-таки, и в этот период привлекались русские профессора. Представляется важным подчеркнуть деятельность известного юриста и каноника Сергия Викторовича Троицкого, который на факультете работал внештатным профессором Церковного права, с 1936 года до начала II мировой войны. Этот известный правовед, который в качестве эксперта по каноническим вопросам сербского Синода, внёс важный вклад в дела написания ключевых документов Сербской Церкви, своей работой на Богословском факультете увенчал деятельность на благо нового отечества. Его библиотечное наследие сегодня хранится в Библиотеке Православного богословского факультета в Белграде. Профессор Троицкий в Королевстве Югославии, в межвоенный период, опубликовал более ста работ. Сотрудничая с различными сербскими и русскими заграничными церковными журналами, а также с профильными правовыми журналами, Троицкий внёс значительную научную лепту в область канонического права. В его творчестве представлены значительные темы по каноническому праву: история канона, устройство церкви, вопросы юрисдикции Православной Церкви, брачное право. Эти работы, среди которых некоторые занимались деликатными вопросами устройства отношений между православными церквами и поэтому вызывали острые полемики в теологической среде, являются обязательным материалом для серьёзного изучения канонического права в сербской языковой среде.

Последним русским эмигрантом, преподававшим на белградском Богословском факультете был Викентий Флорианович Фрадинский. Он был единственным русским профессором Богословского факультета, выпускником которого он являлся, где и защитил докторскую диссертацию. С 1924 года работал ассистентом-библиотекарем, а с 1939 года доцентом на кафедре Общей истории Церкви, где проработал до своей смерти (1961 г). После II мировой войны, в критические моменты для возобновления работы Богословского факультета в коммунистической Югославии, профессор Фрадинский был среди девяти профессоров, восстановивших работу упомянутого факультета. Таким образом он повторил вклад, который его старшие соотечественники внесли в деятельность Богословского факультета, в начале 20-ых годов XX века.

В итоге, важно отметить ещё один сегмент сербско-русских духовных и образовательных связей, осуществлённых на Православном богословском факультете в Белграде, в период между двумя мировыми войнами. Данный сегмент касается большого числа русских студентов, выпускников упомянутого факультета. В первые годы существования факультета они составляли почти половину от общего числа студентов. В первом поколении выпускников (1924/1925), из одиннадцати, пятеро были русскими. Выпускниками белградского Богословского факультета были известные имена, не только русской, а и всеправославной теологии XX века. Среди них особенно выделяются следующие: Николай Афанасьев, Константин (позже, архимандрит Киприан) Керн, Михаил Максимович (позже архиепископ и святитель Иоан Шанхайский), Николай Зернов. Наряду с ними, выпускниками этого факультета были и многие последующие архиереи Русской заграничной Церкви: Серафим (Иванов), Антоний (Сенькевич), Георгий (Грабе), Савва (Раевский), Леонтий и Антоний (Бартошевич), Митрофан (Зноско-Боровский).

Деятельность восьмерых русских профессоров на Православном богословском факультете в Белграде, в период с 1920 по 1940 гг, можно поставить в широкий исторический контекст. Она является продолжением многовековых сербско-русских духовных, культурных и образовательных связей. Поколения сербских теологов учились в русских высших богословских училищах (в частности киевских и московских), начиная с конца XVII века. На протяжении XVIII, и в частности XIX и начала XX веков, большая часть сербской теологической элиты образовалась на русских духовных академиях. С другой стороны, начала организованного высшего теологического образования у сербов связано с русскими профессорами Максимом Суворовым и Михаилом Козачинским, которые в XVIII веке, по приглашению белградско-карловацких митрополитов, сначала Мойсия (Петровича), а затем Вичентия (Йовановича), прибыли в тогдашнюю Австрийскую империю и помогли учреждение первой сербской Великой Школы, которая в последующие почти два столетия, с центром в Сремски-Карловци, была очагом сербского образования.

В упомянутом контексте очевидно, что русские профессора на новоучреждённом белградском Богословском факультете являлись продолжателями прежних духовно-образовательных связей между сербским и русским народами. На их вклад в развитие Православного богословского факультета в Белграде можно смотреть как на часть общего русског вклада в сербское высшее теологическое образование, в последние несколько столетий. Сербская Церковь и народ не остались в долгу принимая в своё объятие десятки тысяч русских беженцев, в начале 20-ых годов XX века. С другой стороны, белградский Богословский факультет не остался в долгу путём образования поколений русских теологов, ставших залогом восстановления Православной веры в измученном русском отечестве.