dc-summit.info

история - политика - экономика

Четверг, 23 Ноября 2017

Последнее обновление в09:39:25

Вы здесь: Разделы Реплика «Откуда есть пошла земля Российская» (обсуждение Указа Президента РФ о праздновании 1150-летия зарождения Российской государственности)

«Откуда есть пошла земля Российская» (обсуждение Указа Президента РФ о праздновании 1150-летия зарождения Российской государственности)

Откуда есть пошла земля Российская

Начало дискуссии по поводу вышеупомянутого указа нашла поддержку и у читателей "Саммита". Примером этого может быть мнение И.А.Степашко, которое приводим ниже (за исключением обильных цитат и иллюстраций, что не соответствует концепции нашего сайта); все остальное по переданному нам тексту в авторском изложении.

"Уважаемый Александр Петрович!

На сайте «Дискуссионный клуб САММИТ» я нашёл много Ваших статей об истории России и Украины. К сожаленью, в последнее время Вы тратите много сил на опровержение всевозможных «фантазий» своих российских коллег в связи предстоящим празднованием «1150-летием зарождения Российской государственности».

Если бы «Велесова книга» была признана источником IX века, не было бы почвы для таких «фантазий». Я знаю, что этому источнику сейчас не доверяют, но и «Повесть временных лет» когда-то считалась выдумкой. Чтобы не быть голословным, я попытался написать фрагмент истории, с использованием «Велесовой книги» и других источников. Прошу Вас посмотреть, что у меня получилось.

Та версия истории возникновения Киевской Руси, которую сейчас изучают в школах, давно устарела и противоречит новым находкам. Пора её «освежить» с помощью новых фактов и находок археологов.

Например, археологами установлено, что во второй половине IX века многие поселения на севере пострадали от сильных пожаров, а торговля пришла в упадок из-за войны, о которой ничего неизвестно. Тогда же сгорели Рюриково городище и Ладога. Этот факт нельзя объяснить с помощью известного фрагмента «Повести временных лет»:

«Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом.»

Где причины конфликта? Почему вдруг все стали воевать друг с другом? Почему с такой жестокостью воевали и не пытались примириться? На эти вопросы нет ответа.

А история с призванием Рюрика - там же одни загадки! Призывали или нет? Кто его призывал и откуда? Почему Рюрик, призваный в Новгород, раздаёт другие города? Почему варяги сожгли городище в районе будущего Изборска, ведь Рюрик его подарил кому-то из своих? Что именно он раздавал – тоже непонятно, не все названые города существовали в IX веке.

Надеюсь, что Вы используете мою работу (как альтернативную идею) для обсуждения на сайте «Дискуссионный клуб САММИТ».

Жду Вашего ответа, каким бы он ни был."

Игорь Степашко

Велесова версия истории возникновения Киевской Руси (859 — 882)

История возникновения Киевской Руси, представляет собой весьма расплывчатую картину, в которой легенды и выдумки древних рассказчиков переплелись с реальными событиями. Многие важные факты остались неизвестными. В распоряжении учёных оказалось крайне мало информации о том, что происходило на приднепровских землях во второй половине IX века.

Знаменитая летопись «Повесть временных лет» (далее ПВЛ), была написана в начале XII в., т. е. через 250 лет после смерти Рюрика. События, происходившие в IX в., частично были записаны из обработанных летописцами памятников устного народного творчества. Этот фольклорный материал не всегда признаёт хронологию и содержит много неточностей. Поэтому и сейчас среди учёных продолжаются споры о роли скандинавов в объединении Руси, об их влиянии на русскую историю и культуру, и были ли Рюрик, Аскольд и Дир скандинавами или славянами.

В наше время появилась надежда, что этот фрагмент истории удастся прояснить благодаря «Велесовой книге» (далее ВК). О происхождении этой книги учёные спорят уже несколько десятилетий. К этой теме мы ещё вернёмся в конце статьи, а сейчас остановимся на её содержании.

ВК - представляет собой сборник проповедей, поучений и воспоминаний древнего автора. В книге упоминаются и очень давние времена, но приводимые там рассказы преимущественно являются памятниками устного народного творчества, где легенды и былины переплелись с реальной историей. Судя по упомянутым в ней событиям, ВК была закончена около 880 годаг так как книге ничего не сказано о походе Олега на Киев, но есть информация о том, что происходило до этого похода.

Все исследователи, которые пытались разобраться в этих текстах, столкнулись с множеством проблем из-за архаичности языка и отсутствия дат. Только сопоставляя тексты ВК с другими источниками, например с ПВЛ, можно попытаться восстановить последовательность и время описанных событий.

Ограничимся анализом информации о событиях, которые происходили с 859 по 883 годы. Данный промежуток времени взят потому, что он описан как ПВЛ, так и в ВК. Кроме того, автор ВК вероятно жил в то время и был свидетелем происходящих событий (а не записывал воспоминания старцев), поэтому книга должна содержать более точную информацию об этом периоде.

Приднепровье до прихода варягов

ВК сообщает, что племена, которые жили возле Киева, находились под властью хазар. Другая часть славянских племён, обосновавшихся южнее (вероятно на реках Стугна и Рось) оставалась независимой. Этот союз племён возглавлял болярин (князь-воевода) Скотень. Совместно с иранскими племенами им приходилось воевать с хазарами, крымскими готами и греческими колонистами. В мирное время племена жили по своим обычаям и законам. ПВЛ в некоторой мере подтверждает эту информацию.

Из сообщения в ней следует, что в 859 г. варяги на Днепр ещё не пришли. Они контролируют территории на севере и занимаются торговлей. С полян (которые жили возле Киева) и северян (осевших на берегах Десны, Сейма, и Сулы) дань берут хазары.

О варягах в исторической литературе сохранилось гораздо больше информации. Известно, что варяги (они же викинги и норманны) в IX веке-стали грозной силой как на морях, так и на суше. Они регулярно устраивали опустошительные набеги на берега Британских островов, Германии и Франции.

Но, пиратские набеги были опасным промыслом, учавствовать в них могли только молодые и здоровые воины, к тому же постоянных доходов они не давали. Поэтому варяги стали искать себе другие занятия. Они оседали на новых землях, занимались сельским хозяйством, торговлей или ремёслами (среди них было немало умелых кузнецов и плотников). Некоторые - нанимались на военную службу в соседних странах.

На захваченных землях образовывались постоянные владения варягов (например Нормандия на территории Франции). Одно из таких владений появилось на территории современной Новгородской и Ленинградской областей России. По реке Волхов, которая соединяет два озера: Ладогу и Ильмень проходил важный торговый путь. Варяги обосновались приимущественно в двух городах, находившихся на берегах Волхова. Первый был расположен у озера Ильмень, на небольшом острове в двух километрах от центра современного Новгорода. Сейчас это место называют Рюриковым городищем.

ВК упоминает это поселение как Новый град или Новаград. Городище занимало около 6-7 гектаров. На противоположном берегу Волхова (на 2 км южнее) расположено урочище Перынь, где находилось древнерусское святилище. Там стояла деревянная статуя Перуна, которая в 988 г. была сброшена в Волхов.

Второе поселение расположено тоже на берегу Волхова, возле Ладожского озера. Оно известно нам как Старая Ладога.

Варяги в Приднепровье

В средине IX в. варяги решили подчинить своей власти великий речной путь по Днепру, так как по нему шла торговля с Византией. С этого времени, они стали бесцеремонно вытеснять хазар с берегов Днепра. ВК сообщает, что однажды в Киев прибыли купцы с варягами и прогнали хазар, Славяне были рады, что избавились от хазар. У них было более чем достаточно обид на хазарских ханов, но варяги оказались ничем не лучше. Они хозяйничали на землях славян, как у себя дома. Поэтому славяне их считали врагами и чужаками. Кроме того, у славян не было обычая приносить человеческие жертвы своим богам, как у варягов. Можно только представить, с каким ужасом они смотрели на это варварство.

Варяжским войском командовал Рюрик (Аскольд и Дир были его воеводами) и этот факт даёт возможность определить период, когда пришли варяги. На Днепре Рюрик мог находиться только до 862 г., потому что после (по информации ПВЛ), он ушёл на север, обзавёлся семьёй и на Днепре больше не появлялся. Если допустить, что на юге он провёл хотя бы два года, то варяги появились в Киеве где-то в конце 859 г.

Прогнать этих воинственных пришельцев славяне не смогли. ВК упоминает о двух сражениях, в которых они потерпели поражение от варягов.

ВК не приводит подробностей этих битв, а из приведенной в книге информации можно лишь приблизительно восстановить ход событий.

Первая битва, произошла вскоре после изгнания хазар из Киева. Варяги захватили Воронженц (крепость или городок), который находился где-то на западе или юго-западе от Киева, вероятно на территории Змеевых валов. Эти валы тянулись огромной дугой от Днепра до полесских болот, защищая с юго- запада территории возле Киева. Около валов были построены крепости. Например, одна из них найдена на территории г. Васильков, Киевской области.

Скотень со своей дружиной попытался их отогнать, но его разгромили варяги Аскольда. После этого часть населения, не желая платить дань варягам - ушла искать свободные земли на юге.

Второе сраженье произошло значительно позже, поэтому сначала рассмотрим события, которые ему предшествовали.

ВК и другие источники не сообщают, куда направились варяги после сраженья у Воронженца, но об этом нетрудно догадаться. Киев и другие поселения на Днепре не были единственной целью варягов. Основной целью - был Константинополь, где они надеялись разбогатеть за счёт торговли. Туда и взяли курс варяжские корабли. Без войска купцы не могли пройти днепровские пороги, так как необходимо было отогнать от берега враждебные кочевые племена и перетащить по волокам корабли.

Наконец они дошли до Константинополя. Город по тем временам был очень большим и сказочно богатым. Но, варягов ждал неприятный сюрприз - местные жители (христиане) относились к приезжим с пренебрежением, как к варварам. На военную службу варягов-язычников брали неохотно, а варяжские купцы испытывали притеснения со стороны греческих правителей. За минимальные провинности их строго наказывали.

Ещё один неприятный сюрприз ждал варягов по возвращению на Днепр. Скотень снова собрал славянское войско и стал охранять от варягов границы своих земель. Войско было достаточно многочисленным и возможно даже смогло нанести поражение передовому отряду варягов (ВК упоминает о победе над варягами, но непонятно когда произошла битва).

Во всяком случае, Рюрик не решился сразу нападать на славян и попытался их обмануть. Проплывая с торговыми караванами мимо славянских селений, варяги стали кричать, что с севера надвигается орда готов во главе с Германрехом. Эта дезинформация привела к тому, что славяне стали чувствовать себя зажатыми между двумя вражескими армиями. Они не знали, что им делать: то ли двигаться на север против готов, то ли держать оборону от варягов.

Никаких готов на севере тогда не было. Праправнук Отореха, знаменитый король готов Германарик (так в книгах по истории упоминается его имя), был убит ещё в 375 году, а годом позже гунны разгромили государство готов в Причерноморье и готы навсегда ушли в Западную Европу. Небольшая часть готов осталась в Крыму. Поэтому, в IX веке славяне могли их не опасаться. Но, у славян этой информации не было. В то время когда они ждали готов с севера, варяги собирали силы и готовились к нападению. Внезапный удар варягов с Диром во главе привел к полному разгрому славянского войска.

Восстание на севере

Победа позволила варягам укрепиться на Днепре, но на севере вспыхнуло восстание и Рюрику пришлось срочно отправиться на Волхов.

ВК ничего не сообщает о восстании и о походе Рюрика, но это можно объяснить тем, что варяги всё время куда-то плавали с купцами, поэтому поход варягов на север не вызывал интерес у автора. К тому же варяги всегда нападали внезапно – это был их основной тактический приём. Поэтому Рюрик мог принять меры, чтобы никто посторонний не узнал, куда они идут и с какой целью. А в Киеве, вероятно, был оставлен гарнизон.

Проблема в том, что в сообщении об этом учёные нашли много противоречивых фактов. Вероятно, у летописца было мало информации об этом периоде и ему пришлось использовать воспоминания старцев. Поэтому данный фрагмент ПВЛ нельзя читать без оговорок и уточнений.

Благодаря работе многих исследователей удалось отделить основную часть видумок от реальних событий. Считаются достоверным, что:

1) На севере восставшие племена прогнали варягов.

2) Рюрик с войском прибыл на север, где он и стал княжить.

3) Аскольд и Дир с варягами приплыли по Днепру в Киев.

Остальная часть этого фрагмента – это приимущнственно видумки древних рассказчиков или народные былины.

Попробуем уточнить эту часть истории, с помощью других источников.

Из ВК мы знаем, что когда началось восстание, Рюрик с варяжским войском был на Днепре. Естестенно, что туда и бежали с севера изгнанные варяги просить Рюрика, чтобы он вернулся со своим войском. Но, в Киеве Рюрика не было, так как он с купцами уплыл в Константинополь. Поэтому пришлось звать его из-за моря. Именно варяги позвали его, чтобы умиротворить северный регион и взять дань (чудь, словяне, кривичи и весь - были против, но их мнение никто не спрашивал). Северный участок на пути «из Варяг в Греки» был важен не мение южного и Рюрик с войском отправился на север.

Несколько месяцев спустя, варяжская флотилия из озера Ильмень вошла в Волхов и варяжское войско двинулось на восставшие племена.

В пользу этой версии говорят следующие факты:

1) Никоновская (Патриаршая) летопись XVI в. упоминает о том, что в 864 г. Вадим Храбрый и все его сторонники были убиты варягами лишь за то, что имели неосторожность обвинить Рюрика и его воевод в тирании. Сам факт этого убийства полностью подтверждает слова пострадавших.

2) Археологи нашли доказательства того, что целый ряд древних городищ и селений, погибли или пострадали от сильных пожаров во второй половине IX в.

3) Восточные монеты (диргемы) изготовленные в последней четверти IX века почти не встречаются в кладах на территории России и в Скандинавии. Из этого следует, что в тот период, каналы обращения диргемов были явно перекрыты, и что в тот период полностью остановилась торговля.

На основании этих фактов учёные пришли к выводу о тотальной войне, которая произошла в этом регионе.

Обосновавшись на Волхове, Рюрик начал восстанавливать свою власть над соседними племенами, и они вынуждены были подчиниться силе. За один или два года он огнём и мечом подавил основные очаги восстания и "посадил своих мужей" в близлежащих поселениях.

Судя по данным археологов, война продолжалась ещё несколько лет и вероятно из-за неё Рюрик не смог возглавить поход на Константинополь.

Держать на севере всё варяжское войско Рюрик больше не мог, так как в разорённом крае было мало продовольствия и добычи. И варяги во главе с Аскольдом и Диром отправилось на Днепр.

Поход на Константинополь

ВК, как и другие источники, крайне мало пишут о Дире и Аскольде. Но и эти сведенья позволяют отсеять многочисленные легенды созданью, вокруг этих персонажей. Известно, что Аскольд был варяг и, судя по его делам, выдающийся воин.

О Дире там сообщается, что он был греком по происхождению (греколанец) и его настоящее имя было Дирос. То есть, ему (чужаку среди варягов) удалось сделать почти невозможное – завоевать авторитет и стать у них воеводой.

Как известно из ПВЛ, ВК и других источников, сами греки умудрились помочь Аскольду и Диру в осуществлении задуманного. Армия и флот были отправлены на войну и не могли быстро вернуться к столице, а греческие колонисты очередной раз пытались прогнать славян с зимних пастбищ и здорово их разозлили.

ВК неоднократно сообщает о конфликтах и сражениях, которые регулярно происходили между славянами и греческими колонистами, жившими на побережье Чёрного моря и в Крыму. Колонисты считали приморские земли своими и не пускали стада славян на зимние пастбища до тех пор, пока те не соглашались продать им часть скота почти даром.

Унять аппетиты греков можно было только силой, и раньше славянам это удавалось. Но, после разгрома войска Скотеня, славянские племена были слишком слабы. Старый Скотень умер или погиб, и никто не занял его место. Славянам никак не удавалось объединиться из-за межплеменных раздоров. Иногда вожди племён собирались на вече и пытались выбрать князя, но всё заканчивалось лишь спорами (кто более достойный) и взаимными упрёками.

Из-за бескормицы в зимнее время скот мог погибнуть, поэтому нельзя было обойтись без этих пастбищ.

Целью похода на Константинополь была не только добыча. Прежде всего, необходимо было проучить зазнавшихся греков за обиды, нанесённые варяжским купцам. Греки с пренебрежением относились к купцам - язычникам, их положение на Константинопольском рынке было незавидным. Если возникал спор - то суд, как правило, был на стороне греков. Своих наказывали минимально, зато чужих - максимально.

Аскольд и Дир нашли среди славян достаточно желающих поквитаться с обнаглевшими греками. Для успешного похода на Константинополь как раз и требовалось пополнение.

О походе Аскольда и Дира на Константинополь есть информация в ПВЛ и в греческих источниках.

Но в сообщении "Повести" есть загадки. Например, какой вред могла причинить буря варягам и славянам? Они ведь были уже на берегу, а корабли в бухте, следовательно, защищены от непогоды. Да и была ли эта буря или это выдумка летописца? Учёные установили, что данный фрагмент ПВЛ был написан с использованием греческих источников. Именно там, через сто лет после набега Аскольда и Дира, появилось легенда о буре погубившей корабли безбожных русских.

Из греческих источников также известно, что первое нападение руссов на Константинополь состоялось летом 860 г. Судя по текстам - это и был поход Аскольда, который в ПВЛ отнесён к 866 г. Хронологическая ошибка не должна нас смущать, так как тогда многие страны пользовались разными календарями. Кроме того, установлено, что в этой части ПВЛ автор указывал приблизительные даты.

Сравнивая всю информацию об этом событии, учёные установили, что войско Аскольда и Дира на 200 или 360 кораблях (источники расходятся в числе) оказалось у стен Константинополя. На 200 ладьях могло поместиться около восьми тысяч воинов, даже в 360 их было около 14 тысяч.

Как могло сравнительно небольшое войско так напугать жителей Константинополя? Известно, что в то время греки чурались военной службы и утратили способность к ней. В армии Византии служили преимущественно «варварские» наёмники. А варяги были профессиональными воинами. Они умели воевать и дурачить противника. Например, они могли увеличить войско за счёт перепуганных местных жителей, которых не трудно было заставить надеть доспехи и взять в руки что-то издали похожее на копьё и щит, а затем расположить под стенами. Такое «войско» тоже могло наводить страх своим количеством, а воевать с ним никто так и не решился. Вероятно, к варягам добровольно присоединились рабы и представители соседних народов, например болгары. Каждая ладья могла взять на борт ещё от 20 до 40 «десартников».

Несколько дней воины Аскольда и Дира громили пригороды и нагоняли страх на жителей Константинополя. Наконец, император Михаил согласился заплатить за снятие блокады и подписать договор «любви и мира». Он понял, что если не пойдёт на уступки – то может потерять греческие колонии в Крыму и Причерноморье, а столице будут угрожать нападения с моря. Поэтому в договоре император обещал прекратить дискриминацию варяжских и славянских купцов в Константинополе, а также признал за славянами право пользоваться зимними пастбищами в приморье. С богатой добычей войско отправилось домой.

ВК тоже упоминает об этом походе, но без подробностей. Заметно, что автор удивлён, но не рад этой победе. Он ничего не сообщает ни о катастрофических последствиях бури, ни о гибели значительной части варяжского войска (вероятно потому, что поход закончился удачно и без значительных потерь). В конце сообщения он пишет, что славяне могли бы сами за себя постоять, если бы признали свои ошибки (смогли объедениться).

Можно понять причину его разочарования, так как после победы над греками Аскольд и Дир приобрели авторитет среди славян. Их вероятно уже не считали чужаками, а скорее умелыми воеводами и союзниками.

Сколько славян участвовало в походе – неизвестно. В греческих источниках сообщается о нападении народа рос или скифов, как называли греки славян. Возможно, их было даже больше чем скандинавов.

Совместная победа над сильным противником стала фундаментом в строительстве будущего государства.

Строительство государства

В последующие 12 лет Аскольд и Дир успешно укрепляли свою власть на Днепре и пытались расширить свои уделы. На севере Рюрик пытался восстанавливать сожжённые поселения и наладить торговлю.

Заработала византийская дипломатия. В „Окружном послании" восточным митрополитам, написанным тем же патриархом Фотием сообщалось, что Русь, заменив языческую веру на христианскую, приняла епископа и из врага Византии стала союзником, и обещала Византии военную помощь. Послание появилось в 866-867 годах по греческому календарю (872-873 гг. по календарю принятому в ПВЛ).

Замены веры конечно ещё не произошло. Крещение принял Аскольд и часть его варягов, а не вся Русь. Среди варягов, переход в христианскую веру был распространённым явлением. Христианская вера позволяла получить упрощенный доступ в другие христианские страны, так как торговцев, постоянно носивших распятие, свободно пропускали на границе.

ВК тоже упоминает о попытке «крещения народа Русь». Приезд епископа и строительство церквей переполошили хранителей старой веры. Для них Аскольд стал главным врагом. Впрочем, они и раньше не были друзьями. Зато, стала развиваться торговля. После разгрома хазар и заключения выгодного мира с греками, соседи стали вести себя не так агрессивно. Как христианские князья Аскольд и Дир могли рассчитывать на поддержку самого императора, например, при переговорах с союзниками Византии.

У этого события были и другие последствия. Аскольд видимо решил, что он вполне может создать своё собственное государство. Рюрик умер, наследник – ещё ребёнок, а Олегу не так просто будет собрать большое войско и пройти с ним от Волхова до Днепра. Единственной преградой был Дир, с которым видимо, не удалось договориться. Аскольд начал действовать. Объединившись с другим варяжским предводителем Кнудом, они вторглись в удел Дира.

Фактически Аскольду удалось осуществить задуманное – Дир был убит и он стал правителем на всех территориях, контролируемых варягами в Приднепровье. Но, он явно недооценил регента Олега.

На этом ВК заканчивается, точнее там больше нет информации о последующих событиях. А ПВЛ содержит сообщение о походе Олега;

«В год 6390 (882). Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своего мужа. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и также посадил мужа своего. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, и сам приступил, неся младенца Игоря. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-de "мы купцы, идем в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим"» .

Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальные из ладей, и сказал Олег Асколъду и Диру: "Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода", и показал Игоря: "А это сын Рюрика".

И убили Асколъда и Дира, отнесли на гору и погребли Аскольда на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь святого Николы; а Дирова могила – за церковью святой Ирины. И сел Олег,княжа,в Киеве, и сказал Олег: "Да будет это мать городам русским". И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью. Тот Олег начал ставить города и установил дани словенам, и кривичам, и мери, и установил варягам давать дань от Новгорода по 300 гривен ежегодно ради сохранения мира, что и давалось варягам до самой смерти Ярослава.

Археологи установили, что упомянутый в сообщении Смоленск в IX в. ещё не существовал. Вероятно, речь идёт о городище найденом археологами у Гнездова, примерно на 12 км западнее современного Смоленска. В ІХ-Х вв. там находилось обширное поселение где купцы переоснащали свои суда и проводили некоторое время, перед дальнейшим движением. Вполне возможно, что найденое археологами городище тоже называлось Смоленском.

Возникают такие вопросы к содержанию данного сообщения:

1. Могли ли Аскольд и Дир встречать Олега вдвоём, так как соправительство двух князей было необычным явлением для Руси того времени?

2. Как можно объяснить тот факт, что два погибших одновременно варяга похоронены так далеко друг от друга?

3. Чего ради два могущественных князя, да ещё без охраны, пошли к пустынному днепровскому берегу по первому зову неизвестного им пришельца?

4. В чём обвинялись Аскольд и Дир перед расправой? Разве они виноваты, что Рюрик поручил им исполнять обязанности князя в своё отсутствие?

Рассказ как Аскольд и Дир попали в ловушку – не вызывает доверия. Вероятно, это выдумка древних рассказчиков. Благодаря ВК нам известно, что встретиться с регентом Олегом выпало на долю Аскольда, а Дир уже лежал в могиле.

Вероятно, Аскольд попал в засаду и был схвачен варягами Олега. Потом его обвинили в убийстве Дира, захвате чужого удела, узурпации власти и убили.

Захватившие Киев варяги-язычники, разгромили христианский храм в Киеве и разогнали христианскую общину. Уцелевшие монахи и священники бежали в леса и спрятались в пещерах. Но, первый шаг к переходу в христианскую религию был сделан.

Возможно, досталось не только христианам, но и местным языческим волхвам, которые всегда были в оппозиции к варягам. Иначе как объяснить, почему в этот период обрывается содержание ВК.

Что ещё удалось узнать благодаря Велесовой книге

Автор ВК не так уж много видел из своей хижины. Он явно сторонился варягов, не имел с ними контактов и поэтому был мало информирован о событиях на берегах озера Ильмень и у стен Константинополя.

Из ВК мы приимущественно узнали о том, что происходило в IX в. на территории Украины. Но, несмотря на скудность информации, ВК – это важный источник.

С помощью ВК появилась возможность отделить реальные события от выдумок и легенд, которыми много веков обрастала история Киевской Руси и найти ответы на ряд вопросов, которые давно стояли перед учёными. Конечно, работа с ВК требует знаний в различных областях (от военного искусства до сельского хозяйства и технологий того времени). В результате мы получили довольно реалистичный фрагмент истории.

В рассмотреном периоде ВК не имеет значительных противоречий с фактами, установленными из других источников. Книга скорее дополняет и уточняет известные факты, а также помогает ответить на ряд вопросов и понять смысл других древних документов, например:

1) В договоре Руси с Византией 945 г. есть статья, которая указывает на каких землях славянам запрещено находиться зимой:

« ... И да не имеют права русские зимовать в устье Днепра, в Белобережье и у святого Елферья; но с наступлением осени пусть отправляются по домам в Русь».

Что обозначают эти слова? Почему нельзя зимовать на территории, включающую в себя дельту Днепра, прибрежные земли Днепровского лимана и остров Березань? Почему всю весну, лето и в начале осени можно там находиться?

Ответ прост – здесь произведено разграничение зимних пастбищ. В начале осени приморские степи представляют собой выжженную солнцем коричневую землю, по которой ветер гоняет шары высохшей травы перекати-поле, но после осенних дождей (в ноябре) там вырастает молодая трава и степь становится зелёной. Именно из-за этих пастбищ славяне воевали с греками и другими племенами.

2) О происхождении слова «русь» уже давно ведутся споры среди учёных. Сначала считалось что русь – это название скандинавского племени, но следов этого племени не нашли. По другой гипотезе, это слово происходит от финского названия шведов (в эстонском языке шведы – rootslane). Но, как это финское название могло попасть в греческий язык? Эта гипотеза держится только на схожести звучания этих слов, но не всегда между такими словами есть что-то общее, например: Польша и Полинезия, Финляндия и Финикия, Австрия и Австралия. ВК даёт нам более аргументированый ответ: русь – это собирательное название южных славянских племён (полян, северян, древлян). Аналогичное собирательное название имели прибалтийские финские племена, которых в русских летописях называли – чудь.

3) Эти названия закрепилось и за территориями, где эти племена проживали. Кроме того, в ВК упоминается «Киевская Русь» и сообщается, что кроме неё была ещё и «Антская Русь» – так назывались государства антов (V-VІ вв.).

4) Подобные гипотезы можно найти и в работах учёных. Например, Б.А.Рыбаков сопоставил летописные упоминания о Русской земле с археологическими находками и составил карту исконной первоначальной Руси (в узком смысле слова). Оказалось, что эта земля находится в Среднем Приднепровье.

Он писал: «В VI-VII вв. в Среднем Приднепровье сложился мощный союз славянских племён. Иноземцы назвали его "Рос" или "Рус". Память о границах этого союза сохранилась до XII - XIII вв. К средине X в. Русью стали называть все восточнославянские земли, платившие дань Руси, так и наёмные отряды варягов, принимавшие участие в делах Руси.»

Косвенное доказательство есть и в сообщении ПВЛ за 882 г. Там написано: «Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску...». А потом, когда Олег стал киевским князем, его войско состояло из таких частей: «И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью». Как видно из этих строк, представители северных народов (чудь, мерь, весь и кривичи) после завершения похода вернулись к своим очагам. Вместо них к войску присоединились «прочие, прозвавшиеся русью» - представители племён, осевших в Среднем Приднепровье (поляне, северяне и древляне).

3) ВК сообщает о первых христианах, которые появились на Руси в IX в. Там рассказывается, что греческий священник Илара (возможно Илларион) стал обучать славянских детей писать греческими буквами. Он также изучал славянские языческие обряды и учился читать славянские письмена.

Об этом ничего нет в ПВЛ, хотя возможно, что рассказ там был, но его удалили при изготовлении дошедших до нас копий. По мнению Б.А.Рыбакова в ХІ-ХІІ веках жестко проводилась тенденция связывать крещение Руси только с именем Владимира Святого и решительно отвергалась миссионерская деятельность греков в IX в. (Фотий, Игнатий).

Это только малая часть того, что может рассказать ВК. Но, к сожаленью там тоже есть и более поздние вставки и искажения. Поэтому тексты ВК нуждаются в проверке и анализе, как и тексты других древних источников.